Главная > Статьи по трудовому праву > Полмиллиона по расписке работодателю


Полмиллиона по расписке работодателю

Полмиллиона по расписке работодателю


Я уже писала про трех вероломных сослуживец, отсудивших у коллеги несуществующий долг без расписки. Тот случай был не из моей практики. Теперь расскажу из своей. И это было дело, из-за которого я реально плакала в Мосгорсуде.

Так вот. Было это несколько лет назад. Пришел ко мне на консультацию молодой человек лет тридцати. Ну как пришел... Скорее, его привела мама. По этому штриху угадываете характер молодого человека, да? А это важно, потому что такая инфантильность в, общем-то, взрослого парня (изменю его имя и пусть он будет здесь Петя), и послужила причиной его неприятностей. При этом работал он охранником в ЧОПе.

И вот в одну из его ночных смен, со строительной площадки, которую он охранял, исчез некий предмет. Предмет не маленький, в карман не положишь, да и на легковушке не увезешь. Со слов Пети, он это событие проспал. Кто упер предмет, как открыли ворота, чтобы его выкатить, Петя не знал. Утром на стройку неожиданно приехал директор ЧОПа, который не особо часто там появлялся, а тут вдруг заявился.

Узнав по приезде о краже, директор предъявил Пете претензию: мол, ты не уследил, а может и сам "подрезал" предмет, так что давай расплачивайся за пропажу. И назвал немаленькую сумму.

Денег таких у Пети отродясь не было, и он честно сказал, что рад бы заплатить, потому что свою вину в недосмотре за имуществом сознает, да вот только живет от заплаты до зарплаты и платить ему нечем.

За неимением у Пети денег, директор ЧОПа велел написать ему расписку на сумму пропажи. И с условием выплаты этой суммы частями в течение некоторого периода. Ну, Петя и написал такую расписку под диктовку директора. И только после того, как написал, стал думать как отдавать долг. Поделился этими думами с мамой, и та, преодолев прединфарктное состояние, поволокла сына к юристу. То есть ко мне. Ей меня посоветовали как специалиста по трудовому праву, потому как событие произошло у Пети на работе, и советчики, не зная тонкостей юриспруденции, решили, что юрист по трудовому праву - это то, что нужно.

Перед тем, как соглашаться на это дело, мне надо было увидеть расписку, т.к. Петя даже точно не помнил, что он в ней понаписал: диктовал-то директор и Петя даже не вникал в смысл текста.

Поехали в контору этого ЧОПа, директор, к моему удивлению, расписку, вернее ее копию, показал. И еще показал копии заявлений о возбуждении уголовного дела в отношении Пети по факту кражи и искового в суд, которые он уже отправил.

Увиденное вселяло надежду, что от выплат по расписке можно отбрыкаться: во-первых, расписка была написана на имя генерального директора ЧОПа такого-то, а не на имя физического лица, и в ней не был зафиксирован факт получения или передачи денег. Было незатейливо написано примерно так: "я такой-то, обязуюсь выплатить такому-то сумму в размере таком-то. Обязуюсь выплатить эту сумму по графику...". И прописан график выплаты частями. Во-вторых, заявление о возбуждении уголовного дела было написано от имени работодателя (гендира ЧОПа) и в отношении Пети как работника ЧОПа. Что говорило о событии, случившемся в рамках трудовых отношений. Причем оцененный гендиром ущерб от этой кражи составлял ровно ту сумму, которая фигурировала в расписке.

В общем, я взялась помочь Пете, досконально изучила судебную практику по всяким долговым делам, подготовила письменные объяснения для суда и ждала оттуда повестку. Казалось, что гендиру должны однозначно отказать в иске: и по закону и исходя из судебной практики.

И вот, наконец, суд. Гендир пришел с адвокатом. Кстати, с адвокатом этим я уже встречалась раньше в одном судебном процессе, он тогда был противоположной стороной, защищая интересы работодателя в трудовом споре. В тот раз суд он проиграл, но я поразилась количеству сфальсифицированных документов, задействованных противниками в судебном процессе. Не иначе как ушлый адвокат этот готовил документы для своего клиента. И вот опять встреча с ним.

И всему-то этот адвокат научил гендира: и как надо отвечать судье на вопрос зачем Пете понадобились такие деньги ("Петр мне сказал, что ему нужно на лечение матери") и подробности передачи денег ("Купюры были по 5 тысяч, ваша честь"), и почему у него вдруг на просьбу Пети о займе, оказалась сразу такая большая сумма наличных ("Мне самому отдали долг в этот день, ваша честь").

Я же обращала внимание судьи на несоответствие текста расписки требованиям закона, на то, что суммы в расписке и заявлении о возбуждении уголовного дела совпадают, на то, что деньги с работника, причинившего ущерб работодателю взыскиваются в рамках другого спора - трудового. Все свои доводы я передала в письменном виде судье. Но... решение было оглушающим: иск удовлетворить и взыскать с Пети всю сумму "долга".

Мне было стыдно перед Петей и его мамой, поверивших в мой профессионализм. Но самое ужасное, что им придется выплачивать, как мне казалось, по моей вине, огромные деньги, которые Петя на самом деле не брал в долг у своего ушлого начальника. Можно, конечно, обжаловать решение, но надежды на вторую инстанцию было мало. Наверное я как то не так понимаю законы, судья ведь не дурак. Да и захотят ли Петя с мамой и дальше работать со мной, коли я уже их так подвела? И еще поклялась себе, что не буду участвовать ни в каких спорах, кроме трудовых. Твоя специализация - трудовое право? Ну так сиди в нем и не суйся туда, где ничего не понимаешь, - сказала я себе.

Но реакция Пети и его мамы поразила. Они не только не винили меня в проигрыше, но еще искренне верили в то, что вторая инстанция - Мосгорсуд, обязательно отменит это решение-недоразумение. Просили, чтобы я не бросала их на полпути и обязательно писала апелляционную жалобу. Мне хотелось рыдать от их наивности, но в душе теплилась надежда, что и правда - решение отменят.

И вот вторая инстанция - Мосгорсуд. Или, как его называют юристы - Мосгорштамп. Там буквально штампуют документы-определения. Все очень быстро, без лишних вопросов, пять минут заседание - следующий, пять минут - следующий. Такое впечатление, что судьи там особо дела не изучают. В общем, как я сказала, на апелляционную инстанцию надежда была, но очень маленькая.

Гендир с адвокатом пришли совершенно расслабленные, на вопросы трех судей (а вопросы как под копирку с первой инстанции) отвечали теми же фразами. Ну а что, дело ж выиграно именно этими ответами. Я, правда, тоже ничего нового не сказала. Да и не было у меня новых аргументов. Те, что были - все выложила в первой инстанции и повторила в апелляционной жалобе. А вот злость была. На этих двух самодовольных подлых мужиков, на слепое правосудие, на рядом стоящего Петю, лоха такого, который по своему скудоумию, теперь должен будет непонятно как выплачивать несуществующий долг. А самое главное - злость на себя, что ввязалась не в свою тему и подставила людей.

И вот пять минут, отведенные на наше дело, прошли, и троица судей удаляется в совещательную комнату для вынесения определения. Но это их совещание - чистая формальность. Определения готовят заранее, поэтому судьи в совещательной комнате почти никогда надолго не задерживаются. Вот и сейчас, сидели, задавали вопросы, а сами уже заранее знали вердикт.

Минуты две-три, и вот выходят. Председательствующий начинает зачитывать вынесенное определение. Судебная коллегия... бла-бла-бла в составе таком-то бла-бла-бла, рассмотрев апелляционную жалобу такого-то бла-бла-бла. Ох, - думаю, - быстрее бы дочитал, не томил, и буду я жить с этим позором до конца своих дней. Ну вот, наконец, читает: "судебная коллегия определила....".

А дальше не верю своим ушам - "...апелляционную жалобу УДОВЛЕТВОРИТЬ, решение суда ОТМЕНИТЬ". Смотрю на Петю - он безмятежен как младенец, для него исход дела был очевиден. Не зная, что может быть по другому, он искренне верил в справедливость. В отличие от меня, вроде бы знающую реалии. Поэтому даже не волновался. А я... ну что... Я, выйдя из зала суда, просто разревелась. Честно об этом написала в начале истории. Наверное, это через слезы уходило напряжение. А Петя смотрел на меня и недоумевал, от чего плакать-то, все ж хорошо закончилось.

PS. Кстати, полный текст определения, который выдали позже, практически слово в слово повторял то, что я написала в апелляционной жалобе.



Все статьи >>>


Если информации, представленной на сайте, не хватило для решения Вашей проблемы – звоните по телефону

+7 (903) 219 00 24 (Москва)


юрист по трудовому праву


Главная > Статьи по трудовому праву > Полмиллиона по расписке работодателю