РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 марта 2010 года
с. Большой Улуй
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Марченко П.С,
с участием прокурора Большеулуйского района Лазовского В.И.,
истца Я-о **.,
представителя администрации Большеулуйского района У-й **., действующей на основании доверенности от 25 января 2010 года,
руководителя Управление образования администрации Большеулуйского района /
при секретаре Кузиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я-о ** к администрации Большеулуйского района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Я-о **. обратилась в суд с иском к администрации Большеулуйского района о защите трудовых прав. Свои требования мотивировала тем, что она с 11 февраля 2009 года работала руководителем Управления образования администрации Большеулуйского района. С ней был заключен трудовой договор на срок один год, однако с 30 ноября 2009 года распоряжением главы Большеулуйского района № 516-л она уволена на основании пункта 1 части 2 статьи 278 ТК РФ по решению собственника имущества. О расторжении трудового договора она не была предупреждена, с 26 октября по 14 ноября 2009 года находилась в очередном отпуске, в период которого узнала, что руководителем управления образования назначена А **., с 13 ноября по 27 ноября 2009 года была временно нетрудоспособна, 30 ноября 2009 года вышла на работу и в это же день с ней был расторгнут трудовой договор. Причину расторжения договора ей не объяснили. Просила восстановить на работе в должности руководителя образования, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Большеулуйского района /л.д.1/.
В ходе рассмотрения дела истец изменила заявленные требования, от искового требования о восстановления на работе отказалась, так как с 11 января 2010года трудоустроилась, просила признать увольнение незаконным, отменить распоряжение № 516-л от 30 ноября 2009 года, изменить дату увольнения на 10 января 2010 года и формулировку основания увольнения, взыскать оплату за время вынужденного прогула до момента трудоустройства, компенсацию морального вреда в размере 15000руб.
Ответчик - администрация Большеулуйского района исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указывает, что в период работы Я-о **. на должности руководителя Управления образования финансовым управлением администрации Большеулуйского района, министерством образования и науки Красноярского края в работе Управления образования были отмечены существенные нарушения в области бюджетного законодательства, что свидетельствовало о неэффективности ее действий на этой должности, поэтому трудовой договор с ней был прекращен досрочно, представив соответствующие документы. В связи с досрочным прекращением договора в качестве правовой гарантии и защиты от негативных последствий в результате потери работы Я-о **. выплачена компенсация за досрочное расторжение договора в размере трех средних месячных заработков в размере 100580 руб.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования о признании увольнения незаконным, отмене распоряжения № 516-л от 30 ноября 2009 года, изменении даты и формулировки основания увольнения, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, при этом незаконность увольнения мотивировала тем, что работодатель не объяснил ей причины досрочного увольнения, в связи с досрочным увольнением она переживала, не знала, как пояснить иным лицам основания досрочного увольнения, была поставлена в унизительное положение данным увольнением. Заявляя требования об оплате за время вынужденного прогула, предполагала, что выплаченная ей при увольнении денежная компенсация не имеет отношения к оплате за время вынужденного прогула.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, пояснившую, что незаконность увольнения выражается в том, что ей не были разъяснены причины увольнения,
- представителя администрации Большеулуйского района - ** У., действующую на
основании доверенности от 25 января 2010 года /л.д. 106/, не признавшую исковые требования Я-о **. по мотивам, изложенным в отзыве,
- руководителя Управления образования администрации Большеулуйского района А.**., не признавшую исковые требования Я-о **. /л.д. 107/,
- допросив руководителя финансового управления администрации Большеулуйского района Красикова **.,
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением №25-л от 11 февраля 2009 года Я-о **. была назначена на должность руководителя Управления образования администрации Большеулуйского района ln.jx.19l, с ней был заключен трудовой договор на срок с 11 февраля 2009 года по 10 февраля 2010 года /л.д.76/. 30 ноября 2009 года главой Большеулуйского района было издано распоряжение № 516-л «О расторжении трудового договора с Я-о **.» , при этом в распоряжении основанием досрочного прекращение договора и увольнении с 30 ноября 2009 года указано принятие собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора /л.д. 80. /.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 3 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
В силу статей 15,35 Устава Муниципального образования Большеулуйский район администрацией района руководит глава Большеулуйского района, который управляет и распоряжается муниципальной собственностью, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных учреждений. Решения, принятые главой района от имени администрации Большеулуйского района по вопросам своей компетенции и компетенции администрации района оформляются /принимаются/ в форме постановлений и распоряжений /ст. 18 Устава Большеулуйского района/.
В силу статьи 275 ТК РФ трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 278 ТК РФ дополнительным основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации является принятие уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом /органом/ решения о досрочном прекращении трудового договора.
Согласно п. 1.1, 4.1 Положения об Управлении образования администрации Большеулуйского района, являющейся бюджетной организацией и входящей в структуру администрации Большеулуйского района, руководитель управления образования назначается на должность и освобождается от должности главой Большеулуйского района /л.д.73/.
Конституционный суд РФ в постановлении от 15 марта 2005 года №3-П указал, что правовой статус руководителя организации /права, обязанности, ответственность/ значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, место и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия /статья 373 Трудового Кодекса РФ, пункт 1 статьи 53 ГК РФ/. В силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользовании и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом.
Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно /пункт 3 статьи 53 ГК РФ/. От качестве работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации.
Поэтому федеральный законодатель вправе, исходя из объективно существующих особенностей характера и содержания труда руководителя организации, выполняемой им трудовой функции, предусматривать особые правила расторжения с ним трудового договора.
По смыслу положений пункта 2 статьи 278 Трудового Кодекса РФ в его взаимосвязи со статьей 81 и пунктами 1 и 3 статьи 278 Трудового Кодекса РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо уполномоченного собственником лица или органа не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора. Это означает, что федеральный законодатель не рассматривает расторжение трудового договора по данному основанию в качестве меры юридической ответственности, поскольку исходит из того, что увольнение в этом случае не вызвано противоправным поведением руководителя, - в отличие от расторжения трудового договора с руководителем организации по основаниям, связанным с совершением им виновных действий /бездействием/.
Закрепление в пункте 2 статьи 278 Трудового Кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Согласно п.6.5 Трудового договора с Я-о **..трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя по основаниям, установленным трудовым законодательством.
В силу п.6.6 Трудового договора в случае расторжения настоящего трудового договора до истечения срока его действия по решению работодателя как собственника имущества при отсутствии виновных действий /бездействия/ работника ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере трех средних месячных заработков /л.д.76/.
Таким образом, суд считает, что принятие руководителем органа местного самоуправления решения о досрочном расторжении трудового договора с руководителем управления образования не противоречит закону.
Обосновывая в судебном заседании досрочное увольнение, ответчик мотивировал тем, что деятельность Я-о **. в должности руководителя управления образования при отсутствии виновных действий была недостаточно эффективной.
В подтверждение доводов ответчиком представлены показания руководителя финансового управления администрации Большеулуйского района К. **., который указал, что в период деятельности Я-о **. финансовым управлением администрации Большеулуйского района, Министерством образования и науки Красноярского края в работе Управления образования были отмечены существенные нарушения в области бюджетного законодательства, в том числе ненадлежащий контроль за своевременным и рациональным использованием бюджетных средств, нарушения порядка ведения кассовых операций, перерасход за электроэнергию, ненадлежащее исполнение порядка возврата бюджетных средств.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах и доказательствах суд полагает необоснованными доводы Я-о **. о ее дискриминации в связи с тем, что она не изъявляла желания расторгать трудовой договор и ее уволили без объяснения причин; при этом, на ее место принят руководитель управления образования без опыта управленческой работы и без муниципального стажа.
При рассмотрении дела доводы истца о том, что ее увольнение явилось следствием дискриминации и злоупотребления правом со стороны руководителя районной администрации подтверждения не нашли.
Доказательств о том, что глава района, прекращая досрочно трудовой договор с руководителем управления образования, действовал вопреки интересам и целям управления образования в материалах дела отсутствуют.
А. **. назначена на должность руководителя управления образования с 1 декабря 2009 года, т.е. после увольнения Я-о **.
Компенсация за досрочное прекращение трудового договора истцу выплачена в полном размере.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Я-о ** к администрации Большеулуйского района, Управлению образования Большеулуйского района о признании увольнения незаконным, отмене распоряжения № 516-л от 30 ноября 2009 года, изменении даты и формулировки основания увольнения, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней Большеулуйский районный суд,
Марченко П.С.
Председательствующий