Главная > Судебная практика > Взыскание с работника излишне выплаченных сумм > Кассационное определение Ленинградского областного суда от 08.12.2011 № 33-6046/2011



Удержания за неотработанные дни отпуска, если работник увольняется в результате сокращения численности (штата), не производятся


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 декабря 2011 г. № 33-6046/2011

Судья Вериго Н.Б.


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Горбатовой Л.В. и Насиковской А.А.,
при секретаре А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе истца - заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу М. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу к Ш. о взыскании задолженности.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., объяснения истца - представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу П., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу) М., действуя на основании приказа № <...>-к от <...> и доверенности № <...> от <...> сроком до <...> (л.д. 15, 115), обратилась в суд с иском к Ш. о взыскании задолженности в размере 3.095,01 рубля.

В обоснование требования истец ссылался на те обстоятельства, что с 1 января 2005 года ответчик работала в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС по СПб и ЛО) в должности ведущего специалиста-эксперта Выборгского отдела УФРС по СПб и ЛО. В связи с реорганизацией юридического лица и увольнением ответчика в августе 2010 года в связи с переводом за неотработанные дни предоставленного и оплаченного отпуска у Ш. образовалась задолженность перед Управлением Росреестра по СПб в размере 3.095,01 рубля, поскольку на день увольнения за календарный период 12 месяцев ответчик отработала полных 7 месяцев с <...> по <...>, тогда как ответчику был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 30 календарных дней и дополнительный шестидневный отпуск. С учетом того обстоятельства, что Ш. уволилась до окончания года, в счет которого ответчик получила ежегодный оплачиваемый отпуск, на дату увольнения Ш. было отработано только 5 рабочих дней. В этой связи истец находил наличие оснований для применения положений ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ст. ст. 131 - 133 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 2 разд. 1 Правил "Об очередных и дополнительных отпусках", утвержденных Народным комиссариатом труда СССР 30 апреля 1930 года, и требовал судебной защиты нарушенного имущественного права (л.д. 2 - 4).

При рассмотрении и разрешении дела по существу представитель истца Управления Росреестра по Санкт-Петербургу З., действовавшая на основании письменной доверенности № <...> от <...> сроком на <...> (л.д. 74), поддержала предъявленный иск (л.д. 96), тогда как Ш. не признала иск обоснованным (л.д. 96), ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении иска (л.д. 35 - 36).

Решением Выборгского городского суда от 5 октября 2011 года отказано в удовлетворении иска Управления Росреестра по Санкт-Петербургу (л.д. 98 - 102).

В кассационной жалобе заместитель руководителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу М., имеющая полномочия на обжалование судебных решений на основании письменной доверенности № <...> от <...> сроком до <...> (л.д. 115), просила отменить решение суда и взыскать с Ш. задолженность в размере 3095,01 рубля. В обоснование отмены судебного решения представитель истца ссылалась на существенные нарушения судом первой инстанции при вынесении 5 октября 2011 года решения норм материального права, полагая, что ч. 4 ст. 137 ТК РФ, примененная судом, не подлежит применению в связи с тем, что задолженность перед истцом возникла в результате выплаты не заработной платы, а выплаты денежных средств в качестве отпускных (среднего заработка) (л.д. 104, 108, 111 - 114).

После поступления дела с кассационной жалобой в Ленинградский областной суд Ш. по факсимильной связи представила письменные возражения на кассационную жалобу, критически оценивая их, при этом просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставив решение суда без изменения (л.д. 121 - 123).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы представителя Управления Росреестра по СПб М.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании приказа исполняющего обязанности руководителя УФРС по СПб и ЛО № <...>-к от <...> Ш. была назначена на государственную должность государственной гражданской службы в Выборгский отдел ведущим специалистом (л.д. 6).

Между тем, имела место реорганизация УФРС по СПб и ЛО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года " 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (п. 1), при этом на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (п. 2), упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (п. 3), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 4) и установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (п. 5).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 года № 256-р, Приказа Министерства экономического развития РФ от 7 августа 2009 года № 319 "Об утверждении схемы размещения территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Приказом Росреестра от <...> № <...> (в редакции Приказа Росреестра от <...> № <...>) плана-графика формирования единых территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <...> № <...> "О некоторых территориальных органах федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Северо-Западное окружное управление геодезии и картографии реорганизованы в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое впоследствии переименовано в Управление Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Управление Росреестра по Санкт-Петербургу). В результате изменения наименования и организационно-штатных мероприятий Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управление Росреестра по Ленинградской области).

Таким образом, Управление Росреестра по СПб было образовано в результате реорганизации Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу и Северо-Западного окружного управления геодезии и картографии в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с последующим изменением наименования. Управление Росреестра по Ленинградской области образовано в результате переименования Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области.

Таким образом, Ш. на момент проведения реорганизации УФРС по СПб и ЛО замещала государственную должность государственной службы ведущего специалиста-эксперта Выборгского отдела УФРС по СПб и ЛО, которое впоследствии в результате реорганизации и переименования было преобразовано в Управление Росреестра по СПб.

Приказом руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) № <...>-к от <...> Ш. освобождена от ранее замещаемой должности и переведена на должность федеральной государственной гражданской службы в Управление Росреестра по ЛО (л.д. 9).

При этом, письмом № <...> от 31 мая 2010 года Ш. была уведомлена руководителем УФРС по СПб и ЛО о сокращении замещаемой ответчиком должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта Выборгского отдела (л.д. 56 - 57).

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления Росреестра по ЛО от <...> № <...> П. Ш. назначена на должность государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта Выборгского отдела Управления Росреестра по ЛО в порядке перевода из УФРС по СПб и ЛО (л.д. 61).

Согласно сведениям, содержащимся в приказе руководителя УФРС по СПб и ЛО от <...> № <...>-о в период работы в должности ведущего специалиста-эксперта Выборгского отдела УФРС по СПб и ЛО Ш. за период с <...> по <...> был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с <...> по <...> (л.д. 8).

Кроме того, в соответствии с приказом руководителя УФРС по СПб и ЛО от <...> № <...>-о ответчику за период работы с <...> по <...> были предоставлены:
- ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 16 календарных дней с <...> по <...>;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней с <...> по <...> (л.д. 7).

Таким образом, за период работы Ш. в УФРС по СПб и ЛО с <...> по <...> ежегодный оплачиваемый отпуск был разделен на две части по согласованию работника и работодателя согласно графику отпусков.

В связи с тем, что до окончания года, в счет которого ответчик получила ежегодный оплачиваемый отпуск, Ш. от занимаемой должности была освобождена, истец полагал, что из причитающейся Ш. заработной платы должны были быть произведены удержания за 13 неотработанных дней, заработная плата за которые была начислена Ш. авансом. Однако в связи с тем обстоятельством, что ответчиком были отработаны только 5 дней, по утверждению Управления Росреестра по СПб, истец был лишен возможности произвести удержание из заработной платы, причитающейся Ш.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ст. 137 ТК РФ.

В этой связи необходимо отметить, что ответчик была освобождена от занимаемой должности в порядке проводимых на основании Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" реорганизационных и организационно-штатных мероприятий, в результате которых ранее занимаемая ответчиком должность фактически была сокращена, и ответчик с ее согласия была переведена на вакантную должность в другой государственный орган - Управление Росреестра по ЛО, с ней был заключен служебный контракт № <...> от <...> (л.д. 62 - 66, 67).

В то время как в соответствии с вышеуказанной нормой удержания за неотработанные дни отпуска, если работник освобождается от должности в результате сокращения штата работников организации, не производятся.

В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

При этом статья 139 ТК РФ регламентирует понятие среднего заработка и устанавливает порядок его расчета. Так, в соответствии с указанной нормой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При таких обстоятельствах довод подателя жалобы о том, что денежные средства, начисленные Ш. в счет оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, не являются заработной платой, несостоятелен в силу закона и основан на неверном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда возможно удержание из заработной платы работника. При этом указанной нормой права установлено, что заработная плата, излишне выплаченная работнику, не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Предусмотренные ст. 137 ТК РФ правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года № 95 "Относительно защиты заработной платы" (ст. 8), обязательной для применения в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ.

Поскольку Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрены основания для взыскания в пользу Управления Росреестра по СПб заработной платы, выплаченной Ш., то у суда первой инстанции отсутствовали основания для предоставления Управлению Росреестра по СПб судебной защиты по избранному им средству гражданского судопроизводства.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении иска Управления Росреестра по СПб, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда от 5 октября 2011 года, обстоятельствам дела, и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.

Ссылок на какие-либо другие процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, кассационная жалоба представителя Управления Росреестра по СПб М. не содержит.

Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца - заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу М. - без удовлетворения.




Если информации, представленной на сайте, не хватило для решения Вашей проблемы – звоните по телефону

+7 (903) 219 00 24 (Москва)


юрист по трудовому праву


Главная > Судебная практика > Взыскание с работника излишне выплаченных сумм > Кассационное определение Ленинградского областного суда от 08.12.2011 № 33-6046/2011